Графская пристань в г. Севастополе – является памятником архитектуры и наиболее посещаемым местом в городе. Находится она на площади адмирала Нахимова, на западе Южной бухты.
История основания Графской пристани
Сооружение пристани началось в июне 1783 года. Изначально Графская пристань представляла собой традиционный деревянный причал. В 1787 году, к приезду императрицы Екатерины II, благоустройство пристани было завершено, а деревянные ступени заменены каменными. В честь императрицы пристань назвали Екатерининской. Однако данное название не прижилось. Позже, пристань стали величать Графской, в честь командующего в 1786-1790 годах Севастопольской эскадрой графа М.И. Войновича, который по обыкновению садился в шлюпку у данной пристани.
На самом деле, граф М.И. Войнович, не внес особого вклада в строительство пристани. Это заслуга адмирала - Михаила Петровича Лазарева – военного губернатора г. Николаева и г. Севастополя в 1834-1851гг. Именно он занимался благоустройством пристани, придал ей, поистине, монументальный вид. Благодаря Лазареву, по проекту Джона Уопта, на пристани появилась колоннада с павильонами по бокам. Спустя два года, в 1844 году, М.П. Лазарарев добился у Николая I разрешения на строительство двойной колоннады с портиком. В нишах колоннады были установлены четыре скульптуры, а на пристани – мраморные львы. Мраморные львы были созданы итальянским скульптором – Ф. Пелличио. В ходе Крымской войны две скульптуры украли, а фигуры львов в 1943 г заменили новыми, т.к. прежние, под воздействием непогод, морского воздуха и брызг, значительно осыпались.
Строительство колоннады было завершено в 1846г. Построена колоннада Графской пристани из инкерманского камня, ее украшают два ряда колонн, на которых укреплен строгий классический фриз, а над ним проходит карниз с небольшим парапетом.
К середине 19 века Графская пристань становиться парадным причалом черноморского военного флота, главным входом в город со стороны моря.
Дважды, в первую оборону Севастополя в 1854-1855гг, и во вторую оборону города в 1941-1942гг., Графская пристань понесла значительные разрушения.
Во времена Советского Союза Графскую пристань переименовали в пристань III Интернационала. В 1990-м году ей вернули прежнее историческое название – Графская пристань
Существенно реконструирована Графская пристань была после Великой Отечественной войны. В1968-1969 гг. был произведен ремонт лестницы, а затем, в 1987-1988гг. – колоннады.
Графская пристань в наши дни
Графская пристань и сегодня является главной пристанью города. По обе стороны пристани находятся городские причалы, откуда регулярно отправляются рейсовые катера. Для жителей г. Севастополя – это такой же общественный транспорт, как трамваи или троллейбусы.
С графской пристани открывается великолепный вид на море, на Большую Севастопольскую и Северную бухты. Северная бухта делит город на две стороны: Северную и Южную.
На пристани ждут из дальнего плавания моряков, выпускники здесь встречают рассвет, а туристы приходят сюда, чтобы окунуться в историю города-героя, полюбоваться, открывающимися видами на корабли, архитектуру города, чтобы почтить память погибших солдат во времена битв за Севастополь.